ДЦП: Надежда есть всегда!

Существуют проблемы, о которых не любят говорить публично. Одна из них звучит как Детский Церебральный Паралич.

Стоит восхититься мужеству и силе родителей, в чей дом пришел этот «зверь».  Но, ужас, который мы испытываем перед аббревиатурой ДЦП, порой играет с нами злую шутку. Иногда родители не замечают или не хотят замечать каких-то тревожных симптомов у малыша.

Чем раньше врач диагностирует болезнь, тем больше шансов на исцеление. Например, ребеночку в возрасте до одного года можно поставить только предрасположенность, или «угрозу ДЦП». А тот, кто предупрежден, тот вооружен.

Надежда есть всегда! Сейчас ДЦП уже достаточно изучен, разработаны действенные методы лечения. Это и медикаментозные методики, и физиотерапия ,и  иглотерапияи,и  рефлексотерапия, и лечебный массаж, и плавание, и  специальные игровые занятия.

Иногда ребеночек рождается  с такой серьезной патологией, что даже все эти меры в комплексе мало что меняют. Но помочь малышу приспособиться к жизни могут помочь. Кого-то нужно учить ползать, кого-то ходить, кого-то говорить.

Рассказывает Ирина: «Андрюша родился недоношенным, был слабенький, плохо сосал, не проявлял активности, врачи говорили, что просто восстанавливает силы. После семи месяцев как приговор прозвучал дианоз  — угроза ДЦП, спастический тетрапарез. Что только не перепробовали: и различные методики лечения, обязательный ежедневный массаж, ЛФК, комплексные реабилитационные мероприятия. Сейчас сыну 2,5 года, он самостоятельно ползает, встает у опоры, ходит, придерживаясь за руку, говорит».

ДЦП часто является врожденным заболеванием, хотя бывают осложнения после гриппа, менингита, энцефалита, перенесенных в раннем детстве. Дальнейшее развитие болезни зависит от трех компонентов:

1. Ранней диагностики заболевания.

2. Комплексного  лечения.

3. Настойчивости и упорства родителей.

Любого ребенка первого года жизни необходимо показывать врачам хотя бы раз в три месяца, хотя идеально это делать каждый месяц. Это может помочь распознать не только «угрозу ДЦП», но и другие неполадки детского здоровья. Никогда нельзя заниматься самолечением! Иногда родители, желая ребенку добра, начинают посещать массажиста, занятия по динамической гимнастике без врачебной рекомендации, что может не быть полезным, а в некоторых случаях и принести вред. То, что подходит одному ребенку, может навредить другому.

Есть некоторые симптомы, на которые могут и должны обращать внимание родители, вот некоторые из них.

Если ребенку нет трех месяцев, надо обратить внимание на:

1. Снижение интенсивности сосания.

2. Подтекание молока из уголков рта.

3. Неполный захват соска.

4. Существование одной позы во время сна.

5. Несогласованность движения рук, ног.

 

Дети старше трех месяцев:

1. Неумение держать голову.

2. Полное отсутствие интереса к игрушкам.

3. Некоторая заторможенность движений головы, рук, глаз.

 

У детей старше шести месяцев надо обратить внимание на:

1. Снижение или отсутствие двигательной активности.

2. Неестественные позы, которые принимает ребенок.

3. Неэмоциональное поведение, ребенок не отвечает на улыбку, смех, не плачет.

4. Отсутствие интереса к игрушкам.

Заметной невооруженным глазом проблема ДЦП становится к году, когда время уже упущено и задержка развития ребенка затрагивает и умственное, и физическое, и психическое развитие ребенка.

 

Приведу пример:  ребенок познает окружающий мир не только посредством зрения, ему надо потрогать, помять, поползать и потопать. Ребенок с ДЦП часто лишен этой возможности и страдает от этого физически и психически.

А вот что рассказала Ольга, мама четырехлетнего Степана: «Чтобы сын пошел я каждый день передвигала его ножки по 3–4 часа, вырабатывая рефлекс хождения. Также учила сына ползать, переставляя по полу ручки и ножки. Для развития движения рук сын перебирал пуговицы, крупу, которую мама «нечаянно перемешала», собирал спички».

 

Конечно, важную роль в борьбе с этим недугом играют врачи. Но многое зависит и от родителей, именно они могут помочь малышу развиться психически и умственно.

Ребенка надо постоянно заинтересовывать, недостаточно просто дать игрушку, или закрепить ее над манежем. Приходится приложить немало сил, чтобы ребенок обратил на нее внимание, научить действовать с игрушкой, играть.

Самое лучшее, если игрушка будет развивать сразу и зрение, и слух, и общие движения, и движения рук. Игрушка должна быть яркой, издавать звуки, быть необычной по фактуре (например, игольчатой).

Конечно, необходим массаж и лечебная физкультура. Специалисты подскажут, какие движения малыш может выполнять сам, а какие можно помочь развить.

В итоге малыш сможет развиться, как и его сверстники, но только медленнее. Но у него будут свои победы, которые будут радовать его самого и его самоотверженных родителей.

Не теряйте надежды и терпения!

Автор: Лина Самсонова педагог-психолог ДЦП.3 100_2823