Проблемы раннего выявления детей с нарушениями в развитии

ран.выявл.детеИсследования в области общей и специальной психологии и педагогики доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два три года жизни. Поэтому ранняя диагностика и ранняя помощь детям с особыми образовательными потребностями как во всем мире является приоритетным направлением. Сегодня, когда система специального образования в России переживает переход к качественно новому этапу — этапу интеграции, важнейшим направлением является создание новой структуры — службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет пластичности детской психики и большей чувствительности к воздействию, направленному на коррекцию психического развития ребенка.

Раннее выявление и коррекция проблем в развитии ребенка дает возможность предупредить появление дальнейших вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реабилитацию детей данной категории, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общеобразовательный поток (интегрированное обучение). Только при условии ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями возможно достижение максимального для каждого ребенка уровня общего развития, образования и интеграции в общество.

Для достижения данных целей необходима такая система ранней диагностики, которая позволила бы:

  • вовремя обнаружить отклонения младенца с периода новорожденности;
  • определить причины этих отклонений; 
  • обеспечить комплексную медико-психолого-педагогическую коррекцию.

Такая система должна включать в себя:

  • скрининг обследование всех детей первого года жизни;
  • дифференциальную диагностику для точного установления диагноза; 
  • организацию коррекционной помощи с момента установления первого подозрения на то или иное отклонение в развитии.

В зарубежной психологии диагностика развития ребенка раннего возраста осуществляется методом тестирования. Оценивается ряд поведенческих проявлений и показатели соотносятся с нормативами, характерными для того или иного возрастного этапа. Большая часть тестов для младенцев предназначена для диагностики сенсомоторного развития (удерживание головки, переворачивание, слежение за предметами глазами, манипуляция с предметами и т.д.)
В отечественной науке методики для диагностики младенцев, разрабатывались еще в 20-30 гг. ХХ века. Одной из первых работ в этом направлении является «Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года» И. Л. Фигурина и М. П. Денисовой (1926).

Сегодня существует большое количество методик для обследования детей раннего возраста (Л.Т. Журба, Н.М. Мастюкова, О.В. Баженова, Е.А. Стребелева и др.). Но на этапе перехода к личностно-ориентированной педагогике, необходимо подбирать и разрабатывать такие методики, которые будут направлены на диагностику развития не отдельных психических функций, а на диагностику системного и целостного исследования ребенка, на диагностику всех форм психической активности, в которой реализуется личность ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни. Для решения этой задачи необходимо с теоретической позиции выделить центральные, наиболее существенные для каждого возрастного этапа линии развития. Диагностика, которая позволит исследовать на каждом возрастном этапе все основные линии развития ребенка, должна более адекватно реализовывать принцип комплексности диагностики и личностно-ориентированного подхода к оценке психического развития ребенка.

Зеленская Ю.Б