Психологическая защита матерей детей с ДЦП

психол.защит.матер ДЦПРождение ребенка с отклонениями в развитии часто становится причиной глубокой и продолжительной дезадаптации всей семьи. Представляется, что именно дошкольный возраст ребенка с ДЦП является наиболее трудным для родителей и от того, как они походят кризис, зависит формирование адекватной позиции — принятие или отклонение ребенка, выработка конструктивного подхода к проблеме. Чтобы оказать своевременную психологическую помощь семье, специалисту необходимо знать характер внутренних и внешних конфликтов родителей, уметь фиксировать, помогать осознавать и перестраивать психологическую защиту.

В исследовании принимали участие 26 матерей дошкольников с ДЦП, посещающих группу «Особый ребенок» (16 детей с ЗПР и 10 с умственной отсталостью разной степени). Контрольная группа 35 матерей здоровых дошкольников.

Для выявления защитных механизмов использовался опросник «Индекс жизненного стиля» (авторы Р.Плутчик, Г.Келлерман). Для оценки включенности матерей в процесс медико-психолого-педагогической коррекции была разработана анкета, в которой 10 параметров включенности объединены в три блока: гностический, конструктивный, коммуникативный. По результатам анкетирования выделены 2 подгруппы матерей детей с ДЦП: 1) с низкой включенностью (0-4 балла) 8 человек, 2) с высокой включенностью (6-10 баллов) 14 человек. 4 женщины получили средние баллы.

В экспериментальной группе значимо выше показатели шкал «отрицание» (p=0,001), «интеллектуализация» (p=0,05) и интегральный показатель «Степень напряженности защиты» (p=0,05). Таким образом, матери детей-инвалидов в целом более интенсивно используют психологическую защиту. Она позволяет женщинам сохранять психическое равновесие, но затрудняет психологическую переработку негативных эмоций. Поэтому матерей детей-инвалидов следует считать группой риска развития эмоциональных расстройств. Интенсивность защиты сама по себе не определяет степень включенности родителя в коррекционный процесс. Единственным механизмом, по которому отличались подгруппы с высокой и низкой включенностью, оказалась проекция (p=0,05). Именно эта защита мешает выработке конструктивной позиции на основе доверия специалистам и следования их рекомендациям. Таким женщинам трудно отвлечься от поиска виноватого в их беде, «лучшего» лечения. Обостренное чувство несправедливости, склонность искать недостатки у других приводят к сомнениям в компетентности врачей, психологов, педагогов.

Центральными в защитном репертуаре матерей детей с ДЦП являются механизмы отрицания и интеллектуализации. При этом речь идет не о полном отрицании факта заболевания, а о блокировании некоторых его аспектов. Например, женщина признает факт тяжелого расстройства, но мысль о том, что ребенок будет на всю жизнь прикован к коляске, старается выбросить из головы. Другая больше ориентирована на коррекцию двигательного нарушения и не замечает серьезного умственного отставания. По Р.Плутчику, отрицающий человек способен блокировать негативные аспекты внимания окружающих на стадии восприятия, а все позитивные допускать в систему. Многие учатся не замечать нездоровый интерес незнакомых к их детям, чувствуют подъем настроения, прилив сил, когда окружающие относятся к ребенку, как к здоровому. Отрицание, таким образом, выполняет свою адаптивную функцию, позволяя женщине воспринимать ребенка как обычного, но со своими особенностями. Оно не нарушает включенность матери в коррекцию как проекция. В тоже время, как отмечает Р.Плутчик, избыточное отрицание проявляется в эгоцентризме, слабой самокритике, жалости к себе, аффективной манере поведения как способам привлечения позитивного внимания людей, что может, напротив, нарушать адаптацию. Родителям необходимо оказывать помощь в осознании и развитии гибкости данной защиты с тем, чтобы разумное игнорирование некоторых трудностей не нарушало адекватное восприятие мира и себя самого.

Использование механизма интеллектуализации позволяет не быть захваченным негативными эмоциями. Женщины прибегают к поиску чрезмерно рациональных объяснений событий, связанных с болезнью ребенка: фиксируются на выяснении причин, читают специальную литературу, осваивают научную терминологию. У них ярко выражена потребность проговорить проблемы со специалистом и другими родителями. Однако такое общение, как правило, представлено логическими рассуждениями, получением или обменом информацией. Говорить о своих чувствах, тем самым, обнаруживая их для другого, и вновь переживать тяжело. Склонность жесткого контроля над эмоциями проявляется также в преимущественной установке на физическое и интеллектуальное развитие детей без учета эмоционального благополучия инвалидов.

Миланич Ю.М.