Современная семья особого ребенка

современ.сем.особ.ребеКогда женщина, долгие девять месяцев ожидавшая появления на свет своего маленького чуда, счастливого своего продолжения, вдруг узнает, что ее малыш неизлечимо болен, то она постепенно погружается в психологический вакуум, теряет опору в жизни, веру в ее смысл .

Глубоко страдают и мужчины. Им нестерпима мысль о том, что их ребенок, которому они хотели передать весь свой жизненный опыт, в котором они видят воплощение своих неосуществленных надежд и планов, которому, наконец, они смогут передать по наследству свое имущество, — оказывается неспособным даже к осознанию всего этого.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии независимо от характера и сроков его заболевания нарушает весь ход жизни семьи. Страх за будущее ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку, или определяют ребенка в интернат.

Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличивается, это связано с увеличением забот о ребенке и родительским пессимизмом относительно его будущего. Многие авторы указывают на высокую вероятность распада семьи, которой не удается преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелыми нарушением развития.

Исследования, проведенные в зарубежной психологии, говорят о необходимости изменить теоретические ориентации в исследовании родителей, у которых дети с аномалиями развития, так как упускалось из виду, что родители данной категории могут испытывать те же потребности и проблемы, что и родители нормально развивающихся детей. Более того, современные данные показывают, что воспитание ребенка с нарушениями развития имеет позитивное влияние как на личностное развитие родителей, так и на функционирование семьи в целом. В частности, улучшаются отношения между супругами, растет терпимость и сотрудничество, катализируется личностный рост родителей. Считается, что эти изменения являются результатом так называемых трансформирующих переживаний, ведущих к переосмыслению жизненной ситуации, порождению новых ценностей и смыслов. Такая ситуация за рубежом возможно связана с тем, что за последние 20 лет в США наблюдается большой рост психологических и социальных служб, ориентированных на работу с родителями, имеющих детей с аномалиями развития, что также может оказывать влияние на их психологическое самочувствие.

В российской психологии данная проблема изучена пока еще недостаточно, но было обнаружено, что детская патология негативно влияет на материнские установки, ограничивает способность матери эффективно общаться с ребенком и приводит к искаженному восприятию ребенка. Было выявлено, что степень нарушения материнского отношения зависит от тяжести патологии ребенка, матери излишне концентрируются на ребенке и испытывают чувство самопожертвования.
Первоочередной задачей психологов является то, что необходимо для родителей специальное обучение, которое они предоставляют. Целью такого обучения может быть смягчение негативного эмоционального опыта матери, связанного с рождением аномального ребенка, уменьшение доминантности и излишней концентрации на ребенке, повышение эмоционального принятия ребенка и сензитивности к его потребностям, изменение восприятия ребенка в сторону более позитивного и оптимистического, освоению матерью эффективных воспитательных стратегий, а также посильное участие в программах развития ребенка. В такой семье необходимо, чтобы больше времени уделялось ребенку, не срывать на нем гнев, если он не справляется с каким-либо заданием, а научить его этому. Такая семья должна вести себя так, чтобы в сознании близких, их присутствие в доме всегда было связано с радостью и счастьем.

Для аномального ребенка семья имеет особое значение, выступает в качестве первичного микросоциума и в гораздо большей степени, чем для здорового ребенка, в качестве условия выживания.

Специалисты пытаются создавать благоприятные условия для реабилитации всех семей, которые воспитывают детей с физическими и умственными нарушениями. Суть реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье обрести прежний социально-психологический и социально-культурный статус, выйти из состояния психологического стресса.
Таким образом, современная семья особого ребенка может получить квалифицированную помощь специалистов и приблизить состояние своего ребенка к состоянию нормально развивающегося ребенка, обеспечить комфортное психологическое и физическое здоровье ребенка и его родителям. Семье предлагается такая помощь, чтобы они почувствовали себя «не такими как все», адекватно воспринимались обществом и не замыкались в себе, не отстранялись от окружающего общества.

Кузнецова Л.Ф.